Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

12 14 16

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Рославльский историко-художественный музей»
Версия для слабовидящих

Публикации

Наш земляк композитор Е.А. Глебов

Евгений ГлебовЕвгений Глебов родился в Рославле 10 сентября 1929 года в семье железнодорожников. Его отец, Александр Петрович, был формовщиком в литейном цехе вагоноремонтного завода, мать, Раиса Федоровна, работала на том же заводе нормировщицей, там же работал и дядя Глебова Федор Федорович, а дедушка Федор Степанович Сурус был машинистом.

 Семья Сурусов была очень музыкальной. Глава семейства Федор Федорович Сурус играл в самодеятельных ансамблях на гитаре, балалайке и мандолине. Раиса Федоровна пела в хоре. Александр Петрович Глебов замечательно играл на различных инструментах и сочинял вальсы, польки.

Часто по вечерам и по выходным дням к дому Сурусов на улице Низинской собирались любители музыки и начинали играть. Играли все, что где-то слышали. Радио еще не было. Нот не знал никто. Играли по слуху. Играли собственные импровизации.

Это было началом музыкального образования будущего композитора. В 1937 году провели радио, и Женя все свободное время проводил у репродуктора, там часто транслировали концерты, песни, оперную музыку, спектакли ведущих московских театров.

Когда началась война, Рославльский вагоноремонтный завод был эвакуирован в Улан-Удэ. В фондах Рославльского музея имеется справка об эвакуации семьи Сурус, в составе которой значится и Евгений Глебов. Домой в Рославль семья вернулась только в апреле 1944 года.

Вскоре по возвращении возродилась традиция музыкальных посиделок, в которых теперь полноправным участником был и Женя. Он самостоятельно освоил гитару, балалайку и мандолину, а позже начал играть и на аккордеоне. Стал сочинять свою музыку, но записать ее не мог – нот он не знал, а музыкальная школа в городе еще не была открыта.

В 1947 году Глебов окончил школу №6 г. Рославля и поступил в техникум железнодорожного транспорта. Он был добросовестным студентом и активно участвовал в общественной жизни техникума, играл в студенческом театральном коллективе, создал небольшой хор и инструментальный ансамбль, сочинял для него музыку.

В декабре 1949 года Глебов окончил техникум и попросил направить его в Могилев. Там было музыкальное училище, и Женя все же надеялся получить музыкальное образование.

Прибыл в Могилев в январе 1950 года, работал осмотрщиком вагонов, а все свободное время отдавал музыке, посещал вольнослушателем теоретические дисциплины в музыкальном училище, музицировал со студентами училища, сочинял песни и пьесы. Пытался поступить в училище, но у него даже не приняли документы.

Поворотным моментом в судьбе Глебова стала встреча с известным музыкантом Иосифом Иосифовичем Жиновичем, который приехал в Могилев весной 1950 года в качестве председателя государственной экзаменационной комиссии музыкального училища. Он оценил несомненное дарование юноши и убедил его подать заявление в консерваторию, хотя тот не знал даже нотной грамоты. Однако талант этого необычного абитуриента оказался настолько ярким, что руководство консерватории пошло на некоторое нарушение правил. Глебов сдавал общеобразовательные предметы и историю музыки, по которым ему поставили отличные оценки. Что касается специальных предметов, то по ним в экзаменационной ведомости стояли прочерки. В консерваторию Глебова приняли. Он стал студентом композиторского класса профессора А. Богатырева.  Причем для того, чтобы справляться с учебной программой, ему нужно было параллельно осваивать азы музыкальной грамоты.

В студенческие годы Глебов начал преподавать теоретические предметы, а затем и композицию в музыкальном училище (с 1954 по 1963 г.). Это позволило значительно углубить собственные знания.

За год до окончания консерватории его приняли в Союз композиторов, факт исключительный. Тогда же, в 1955 году, он был приглашен в Москву на молодежный пленум Союза композиторов СССР, где ему вручили членский билет.    

После окончания консерватории Глебов работал в Минском театре юного зрителя (с 1955 по 1964), где он был дирижером и автором музыки ко многим постановкам. После ТЮЗа Глебов два года работал музыкальным редактором киностудии «Белорусьфильм». Все это приобщило его к жанрам театральной и киномузыки. Им была написана музыка более чем к 40 фильмам. Самыми известными из них стали фильмы «Первые испытания», «Третья ракета», «Я родом из детства», «Любимая», «Дикая охота короля Стаха».

С середины шестидесятых годов Е. Глебов посвятил себя профессиональной композиторской деятельности. Кроме того, он вел занятия по композиции в консерватории. Среди его учеников были руководитель ансамбля «Верасы» В. Раинчик, Э. Ханок, Я. Поплавская. Хорошим учеником Глебова был и его сын Родион.

Творческая деятельность Глебова  многогранна: шесть симфоний, балеты «Мечта», «Хореографические новеллы», «Альпийская баллада», «Избранница», «Тиль Уленшпигель», «Маленький принц», оперы «Твоя мечта», «Мастер и Маргарита», музыкальные комедии «Притча о наследниках» и «Миллионерша», кантаты и оратории, сочинения для симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, камерные инструментальные и вокальные произведения, музыка театра и кино, песни и эстрадные пьесы – таков творческий диапазон композитора.

Музыку Глебова охотно включали в свой репертуар многие дирижеры, как отечественные, так и зарубежные. Одним из первых стал исполнять произведения Глебова Виктор Дубровский. С Глебовым он дружил и высоко ценил его талант. Он исполнял многие произведения композитора во время гастролей, как в нашей стране, так и за рубежом, стараясь познакомить с творчеством этого замечательного композитора как можно большее количество слушателей.

Произведения, написанные Глебовым для музыкального театра, шли на многих сценах Белоруссии, России, а также в Финляндии.

Говоря о музыке Глебова, следует отметить, что он в своем творчестве обращался к хорошей литературе – Шарль де Костер, Экзюпери, Булгаков – авторы на чьи произведения он писал свою музыку. Поскольку он жил и работал в Белоруссии, не мог он оставить без внимания и белорусскую классику.

В 1969 году в репертуар Минского театра оперы и балета вошел балет Глебова, написанный по мотивам произведений Янки Купалы «Избранница». Был этот балет наряду с «Альпийской балладой» показан и на сцене Большого театра во время гастролей театра в Москве, был он также поставлен на сцене Большого театра Сибири в Новосибирске. Сцена из балета «Избранница» изображена на одной из денежных купюр республики Беларусь.

Одним из лучших произведений Глебова стал балет «Альпийская баллада», написанный на сюжет повести народного писателя Белоруссии В. Быкова. Поставленный Минским театром он не сходил со сцены 21 год. Несколько поколений исполнителей сменилось за это время.

Последним произведением Глебова, поставленным на сцене, стала опера «Мастер и Маргарита». Премьера состоялась в 1992 году. Эта опера, могла бы иметь счастливую судьбу, но, к сожалению, она появилась не в то время. Это был момент, когда шел развал Советского Союза. Сейчас этот период часто называют «лихие девяностые». Многие театры были на грани выживания, телевидение было забито политическими дебатами. Так что спектакль «Мастер и Маргарита» не был даже записан. Существует только любительская запись, сделанная Родионом Глебовым.

 1990-е гг. были для композитора очень трудными. Он потерял многих своих друзей и коллег, начались проблемы со здоровьем. Он ушел из жизни 14 января 2000 года, едва перешагнув 70-летний рубеж.

В 2010 году стараниями Л.В. Глебовой в Минске вышла большая книга «Евгений Глебов. Судьбы серебряные струны», в которую вошли воспоминания о композиторе его родных, друзей, коллег и учеников, а также фрагменты бесед и интервью самого Глебова под общим названием «Отрывки из ненаписанного».

Помнят Глебова и на родине. В постоянной экспозиции музея имеется раздел, посвященный нашему земляку. В 2009 году к 80-летнему юбилею композитора проходила выставка, посвященная жизни и творчеству Е.А.Глебова.

1 сентября 2014 года на здании школы №6, где учился будущий композитор, была открыта памятная доска.

Автор: Н. И. Корнеенко. Заведующая художественным отделом Рославльского историко-художественного музея

Назад

МБУК «Рославльский историко-художественный музей»

Тел.: +7 (48134) 6 58 49
E-mail: roslavlmuseum@mail.ru


Анонсы мероприятий и выставок

 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Рославльский историко-художественный музей», 2017

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216500, Смоленская область,
г. Рославль, ул. Пролетарская, д. 63
Телефон: +7 (48134) 6-58-49
E-mail: roslavlmuseum@mail.ru